Проект по экологиии - создание экологической тропы
1. Название экотропы – «Необычное в обычном».
2. Цель экологической тропы у речки Уинки
Посетители экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях. Это дополняется визуальной информацией на стендах и указателях, которые установлены на маршруте, а также рассказом гида или преподавателя. Структура экотропы включает в себя природный ландшафт и художественное оформление маршрута.
Функции экотропы не ограничиваются предоставлением природоведческих и краеведческих знаний, ее основное назначение – воспитание культуры поведения людей в природе, формирование экологического мировоззрения. Основной принцип экологических экскурсий можно сформулировать так: «Мы изучаем природу; природа учит нас».
Целевая аудитория экотропы очень широкая, это может быть экологическая тропа в детском саду, ближайшем лесу, включать местных жителей, отдыхающих, случайных прохожих (восприятие информации и воспитательное воздействие при этом является пассивным).
Необходимым элементом организации экотропы являются правила поведения людей на маршруте, «экологический кодекс» (использовать уже имеющиеся тропинки, не рвать цветы, не оставлять мусора и т.п.). Тропа может выполнять свою воспитательную функцию только при условии соблюдения этих правил. Хорошо организованная экологическая тропа способствует охране природы. Она позволяет регулировать поток посетителей и помогает соблюдению природоохранного режима на окружающей территории.
Обязательным компонентом функционирования экологического маршрута является мониторинг тропы, отслеживание изменений её объектов.
Одной из разновидностей экологических маршрутов является учебная экологическая тропа, основная целевая аудитория которой - преподаватели и учащиеся различных учебных заведений (хотя здесь также могут проводиться экскурсии для туристов или пассивный отдых на природе). Учебная экотропа представляет собой одну из наиболее передовых педагогических форм, благодаря комплексному подходу, использованию интерактивных методов, активному творческому участию учащихся в создании и работе тропы. Создание и вся дальнейшая работа учебной экотропы строится на основе сочетания индивидуальной, групповой и массовой форм организации деятельности учащихся. При этом широко используются игровые ситуации, диспуты, конкурсы, соревнования, экологические акции и праздники, проблемный и исследовательский методы обучения.
Учебная экологическая тропа выполняет следующие задачи: познавательную, обучающую, развивающую, воспитательную и оздоровительную.
Познавательная и обучающая задача экотропы включает знакомство с местной живой и неживой природой; изучение типичных представителей растительного и животного мира и способов их адаптации к условиям обитания; изучение различных экосистем и выявление экологических связей между растениями, животными и условиями среды; анализ влияния деятельности человека на экосистемы; знакомство с научными методами изучения природных объектов и приобретение навыков самообразования и исследовательской работы. Поэтому экологическую тропу называют «учебным кабинетом в природе».
Развивающая задача экотропы состоит в том, чтобы способствовать развитию у детей внимания, наблюдательности, памяти, аналитического мышления и восприятия красоты, раскрыть их творческие возможности.
Воспитательная задача состоит в воспитании любви к природе, развитии экологической культуры. Любовь к природе не приходит сама собой - ее нужно пробудить. И здесь особенно важен опыт непосредственного общения детей с природой. Проводя наблюдения на экологической тропе, школьники познают родную природу, видят ее красоту и ранимость, начинают понимать, что каждый вид является важным звеном экологической системы. Понимание единства всей живой и неживой природы лежит в основе осознанного экологически правильного поведения. Участие в общей работе по созданию и благоустройству экотропы приучает детей к труду, развивает у них чувство ответственности и бережное отношение к плодам своих и чужих рук.
Свою оздоровительную задачу экотропа выполняет благодаря сочетанию, умственного труда и физических нагрузок с отдыхом на природе.
Экотропа предоставляет широкий простор для творчества школьников и может помочь в работе не только учителей биологии и географии, но и преподавателей других предметов. Например, учитель физкультуры или военрук может проводить на экотропе занятия по ориентированию на местности, преподаватель информатики – использовать примеры с экотропы для обучения работе с компьютерными программами, учитель рисования может организовать этюды на природе или предложить ученикам создать эскизы оформления аншлагов и т.д.
3. Экологическая тропа. Название «Необычное в Обычном». Расположение.
Город Пермь, Мотовилихинский район, микрораойн Садовый, ул. Аркадия Гайдара, д. 1,3,5. Сад Соловьев, расположенный в долине речки Уинки у ее истока.
«Сад соловьев» располагается недалеко от остановок общественного транспорта:
- остановка «Пушкарская» авт. 1, 4, 14 (маршрутное такси), 16,18,43,67;
- остановка «Пермская ярмарка» авт. М8, 4, 13, 18, 18 (маршрутное такси), 21т (маршрутное такси), 24 (маршрутное такси), 27, 61, 88; троллейбус №13; трамвай №7;
Маршрут учебной экологической тропы начинается от дома, стоящего по улице Аркадия Гайдара 5 и проходит вдоль дома №3, в дальнейшем планируется продлить маршрут до пересечения лога улицей Уинской. Маршрут экологической тропы имеет круговую форму и несет в себе три основные функции: прогулочно-позновательную, учебную и рекреационную.
Этот маршрут рассчитан на 30-40 минутные экскурсии. По своему содержанию экологическая тропа является комплексной (ботаническимой, зоологической и ландшафтно-геологической). Она может использоваться в ходе изучения различных разделов курса природоведения, биологии, географии, экологии.
Экологическая тропа находится в пешеходной доступности от учреждений дошкольного и школьного образования таких, как Детский сад №40, №57, №227, №338, №317, №355, №419, «Родничок»; школы №43, №114,№127, №135, №151, и гимназии №2. Также недалеко располагаются средние и высшие учебные заведения.
На экотропе представлены типичные для местной природы объекты и экосистемы. Маршрут экотропы выбиран таким образом, что он включет не только участки нетронутой природы, но и ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью людей, чтобы посетители могли не только наблюдать природные объекты, но и видеть различные проявления антропогенного фактора.
Важная задача экскурсовода экотропы состоит в том, чтобы научить свою аудиторию замечать, анализировать и оценивать результаты воздействия человека на окружающую среду.
Объекты показа на экотропе естественного или искусственного происхождения. Естественные объекты - это виды растений, формы рельефа, почвы и другие элементы живой и неживой природы. К искусственным объектам относятся элементы оформления, которые были специально изготовлены для создания экотропы, - информационные щиты, указатели, мостики, и т.п. Эти объекты органично вписываются в окружающий ландшафт.
Существует и такая точка зрения, что экологическая тропа должна быть максимально естественной, без искусственных объектов. Однако хорошо оборудованная учебная экотропа имеет значительные преимущества по сравнению с экотропой «дикой». Во-первых, сама работа по оформлению и благоустройству маршрута имеет большое значение для обучения, воспитания и развития школьников. Во-вторых, хорошо оборудованная тропа помогает сделать экскурсии более организованными и информативными. В-третьих, она несет полезную информацию и для местных жителей и отдыхающих.
Этапы создания и идея экологической тропы «Необычное в обычном».
Тропа располагается на берегах речки Уинки и проходит как вдоль ее русла по влажной прибрежной зоне, так и по сухой площадке над склоном. Таким образом, появилась возможность охватить растения разных зон обитания. Интрига экскурсии по экотропе в том, что нужно, как в игре 12 записок, найти на склонах самые обыкновенные растения, но не по их ботаническим именам, а по народным названиям. Народные названия и изображения растений размещены на информационном щите во входной группе.
Часть растений уже росла на берегах реки, часть была высажена специально. Так как грунт у реки большую часть года влажный, то было необходимо создать удобные тропинки. При создании тропинок использовались природные материалы – старые доски, собранные неподалеку, песок и галька.
Школьники гимназии №2 вместе с жителями ТСЖ «Кристалл» и другими добровольными помощниками прочистили русло реки, убрали многолетний мусор, проложили удобные тропинки. Была создана входная группа с цветущими тумбами. Установлен информационный щит и таблички у растений с их ботаническими названиями.
На базе Экологической тропы «Необычное в Обычном» в течении 2010/12 гг были сделаны следующие работы:
создан Фотоальбом «Экотропа» этапов создания тропы и ее посетителей в разные сезоны года, фотоматериал кормушек, домиков для лягушек, птиц, бабочек, для дальнейшего развития тропы. (на сайте uinka.ru в разделе «Фотоальбомы»)
создан Фотоальбом «Экологический плакат», в котором собраны снимки информационны щитов, табличек и экологических призывов, которые расположены у Уинки и не только (на сайте uinka.ru в разделе «Фотоальбомы»)
для подкормки птиц были установлены кормушки и вывешена информация с правилами подкормки.
выполнена исследовательская работа «Покормите птиц» (доступна на сайте в разделе «Статьи»),
создан Гербарий Злаковых растений, . (на сайте в разделе «Фотоальбомы»)
составлен список растений у речки Уинки - латинское и русское названия (на сайте в разделе «Статьи»)
создан Паспорт реки Уинки и паспорт родника у истока (на сайте в разделе «Статьи»)
Собран и находится в стадии оформления материал для гербария Деревьев и Кустарников реки Уинки и Гербарий семян.
Также идет работа по инвентаризации всех крупных деревьев и кустарников долины рекиУинка.
Готовится статья "Примеры экологических троп"
Готовится проект развития экологической тропы "Необычное в обычном", расширение ее в области орнитологии.