КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ Охраняемого Природного Ландшафта (ОПЛ)
«Долина речки Уинки»
Аннотация
Охраняемый природный ландшафт «Долина речки Уинки» расположен на склонах Третьего поваренного лога между улицами Гайдара, Пушкарская и Уинская Мотовилихинского района г. Перми. Кадастровые кварталы: 59:01:4319143 и 59:01:4319059.
В статусе зоны Охраняемого Природного Ландшафта Л-3 утвержден постановлением правительства Пермского края № 119-п от 15.06.2007 г.
Долина речки Уинки имеет экологическое, природоохранное, научное и рекреационное значение. Данная охраняемая природная территория является типичным примером прибрежной растительности Пермского края. Во флористическом отношении территория долины довольно разнообразна. На небольшой площади 6 га встречается более 100 видов высших растений.
Большинство экземпляров основных пород достигает возраста 30-40 лет, высоты до 20 м.
Большое разнообразие пород объясняется тем, что в Долине речки Уинки ранее располагались садовые участки. Дачники высаживали садовые и декоративные растения. Последнее десятилетие за садами не было никакого ухода, и в долине сформировалась живая коллекция декоративных растений, устойчивых к уральскому климату и воздействию агрессивной городской среды.
Кроме того, учитывая непосредственную близость к городским транспортным узлам, долина реки представляет удобную возможность провести в малом виде следующие опыты:
- осушение болотистых мест, расположенных на склонах гор и наводняемых несколькими ключами;
- превращение кочковатых болотистых мест в луга;
- орошение осушенных и обращенных в луга болотистых мест водою текущего по логу ключа;
- искусственное травосеяние при помощи орошения;
- разные способы посевов и посадок лесных пород, растущих в здешнем краю, на разных площадях и почвах, для практического обучения.
Необходимость разработки Концепции обусловлена тем, что социально-экономические изменения в России, произошедшие за последние годы, а значит и в Пермском крае, и изменение приоритетов в области охраны и использования природных ресурсов требуют пересмотра подходов к основным принципам создания и функционирования охраняемых природных территорий. ОПЛ должны существовать в виде динамично развивающегося в пространстве и времени комплекса ландшафтов. Эта территория должна иметь административную, социальную и научную защиту, а также достаточную для самосохранения буферную устойчивость.
При разработке Концепции использованы нормативные правовые акты Российской Федерации и Пермского края по вопросам сохранения и развития охраняемых природных территорий (Приложение 1 к настоящей Концепции).
Используемые в Концепции термины и определения приведены в приложении 2.
Концепция определяет систему взглядов на сохранение и перспективное развитие ОПЛ «Долина ручья Уинка» на среднесрочный период, исходя из современных социально-экономических условий, присущих Пермскому краю. С одной стороны, она направлена на достижение главной для всех ОПЛ цели – сохранение природных сообществ со свойственной им флорой (биологического разнообразия) как необходимого условия для обеспечения экологической безопасности города и его жителей. С другой стороны приобщать население к познанию местной природы и возможностям ее включеия в процесс устойчивого развития территории.
Современное состояние, проблемы сохранения ОПЛ «Долина речки Уинки»
Несмотря на то, что долина речки Уинки представляет собой охраняемый ландшафт, ее состояние невозможно оценить как удовлетворительное.
Сегодня ОПЛ «Долина речки Уинки» занимает площадь 6 га. Согласно действующим Правилам землепользования и застройки г.Перми для нее установлена зона парков Р-1.
Речка Уинка находится в соответствии с существующим законодательством в ведении Министерства природных ресурсов Пермского края.
Используют же территорию долины собственники дачных участков, не неся ни каких отягощений по ее содержанию.
Расположенные вдоль долины гаражные комплексы производят сталкивание грунта на склоны ручья, организуют парковки легкового и грузового транспорта в водоохранной зоне ручья, засоряют склоны строительным и бытовым мусором.
Кроме того, по территории долины проходят транзитные пути местного населения. Антропогенное влияние выражается в прокладке стихийных троп, вытаптывании травяной растительности, засорении территории бытовым рассеянным мусором, создании стихийных свалок по периметру долины, разведении костров, сборе букетов декоративных растений, цветущих яблонь, вербы, сирени. Территория долины не имеет ограждения.
В настоящее время основная часть территории памятника природы благоустроена, однако, на некоторых участках дорожек деревянное покрытие пришло в ветхость, что при отсутствии освещения зимой или в сырую дождливую погоду может привести к травматизму посетителей, особенно детей.
Родники, расположенные на склонах, часто не имеют оборудованных подходов, при спуске к ним посетители сдвигают грунт, что приводит к эрозии склонов.
Требует очистки от мусора (скатов крупнотоннажных автомобилей, гнилой древесины, бытового мусора и др.) русло ручья.
К сожалению, долина не является самодостаточной, саморазвивающейся системой. Зеленые насаждения, характерные для нее, со временем деградируют: зарастают малоценными породами (клен ясенелистный) который является конкурентом ценных пород, которые стареют и болеют и потому нуждаются в проведении рубок ухода, подсадке деревьев и кустарников.
Сильно разрослись сорняки, которые не типичны для прибрежных фитоценозов (заросли лопухов, крапивы и др.).
Все это приводит к нарушению природных процессов саморегуляции в природных комплексах на ОПЛ. Снижаются средовосстановительные функции, сокращается численность и разнообразие лесных видов растений, в т.ч. занесенных в Красную книгу.
Необходимо принять меры, чтобы экологический, эстетический и рекреационный потенциал ОПЛ Долины ручья Уинка не сокращается и тем более не был вообще утрачен.
Цель Концепции и пути ее реализации
Стратегической целью данной концепции является комплексное решение проблем ОПЛ «Долины речки Уинки», направленное на создание оптимальных условий его развития.
Для достижения этой цели необходимо обеспечить:
системность и согласованность социальных программ и мероприятий;
последовательную смену целей и приоритетов от этапа к этапу при оптимальном сочетании и непротиворечивости долгосрочных и краткосрочных целей;
постоянный мониторинг процессов;
многоканальность финансирования;
соответствие федеральному и региональному законодательству.
При всем возможном разнообразии форм и методов работы с природным наследием необходимо строго придерживаться основных принципов:
1. Признание фундаментальной роли природного наследия в формировании важнейших общественных процессов в устойчивом развитии общества.
2. Рассмотрение деятельности по охране и использованию ОПЛ «Долина речки Уинки» как органичной части современных социокультурных и социально-экономических процессов.
3. Обеспечение функциональной и пространственной взаимосвязи всех элементов природного комплекса, в котором отдельные объекты природы не могут быть сохранены вне связи друг с другом и вне окружающей их среды.
4. Максимальное сохранение естественной природной обстановки и наиболее полное использование прибрежного ландшафта, т.е. сохранение и формирование органически свойственных ОПЛ ландшафтов и сооружений, полное исключение какого-то ни было капитального строительства, использование только натуральных материалов.
5. Комплексность и единство подходов к вопросу сохранения и развития ОПЛ «Долина ручья Уинка», проведение единой политики и осуществление скоординированности управленческих и любых других воздействий при осуществлении деятельности по охране и развитию территории ОПЛ.
6. Легитимность, то есть соотнесение всех положений Концепции с действующим законодательством, научная обоснованность мероприятий по содержанию и использованию природных комплексов ОПЛ.
7. Баланс интересов - нахождение консенсуса между властными структурами различного уровня, хозяйствующими субъектами, профессиональными и общественными группами населения относительно целей и приоритетов развития данной территории, механизмов их практической реализации.
8. Демократичность - гласность и открытость хода и результатов работ по реализации Концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов научной общественности и населения.
В основу реализации Концепции заложен комплексный подход, подразумевающий привлечение специалистов самых разных профилей, использование различных методов исследования, осуществление всех возможных видов социальной и экономической деятельности по сохранению и развитию объекта. Непременным условием должно стать привлечение студентов и преподавателей вузов города Перми и других городов.
Основные направления развития
В рамках Концепции осуществляется деятельность по следующим направлениям:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования ОПЛ
2. Повышение рекреационного потенциала ОПЛ
3. Использование ОПЛ в научных целях
4. Усиление эколого-просветительского потенциала ОПЛ
5. Привлечение негосударственных источников финансирования
1. Совершенствование нормативно-правовой базы функционирования ОПЛ «Долина речки Уинки»
В рамках этого направления необходимы разработка и принятие пакета научно-методической и нормативно-технической документации для проектирования и выполнения специфических для ОПЛ природоохранных и природовосстановительных работ, а также ряда правовых документов.
Минимально пакет может включать в себя следующие документы:
план прибрежного хозяйства;
гидротехнический план;
схему функционального зонирования с обоснованием выделения функциональных зон, композиционных доминант, пространственной композиции;
перечень рекреационных услуг с зональной привязкой;
генеральный план с нанесенными входами и въездами, дорожно-тропиночной сетью, массивами древесно-кустарниковой растительности, лугов, полянами, водоемами, автостоянками, обслуживающими сооружениями, малыми архитектурными формами, видовыми точками;
дизайн-проект с паспортом материалов;
колористический паспорт.
Наличие такого пакета позволит систематизировать мероприятия по обустройству территории ОПЛ, обеспечит функциональную и пространственную взаимосвязь всех элементов природного комплекса, экологическую, эстетическую и территориальную целостность ОПЛ.
С целью сохранения и содержания территории ОПЛ в соответствии с требуемыми современными стандартами необходимо принять ряд нормативных документов и, в первую очередь:
правила использования ОПЛ;
правила пользования участками долины для осуществления разрешенных видов деятельности;
положение о регулирования деятельности, осуществляемой пользователями на территории долины (звуковой и световой режим, торговля и т.п.) с учетом охранных обязательств;
положение о совершенствовании системы управления охраняемым природным ландшафтом «Долина речки Уинки»;
положение о повышении эффективности борьбы с нарушениями природоохранного законодательства на ОПЛ;
положение о мониторинге природной среды ОПЛ.
Реализация этого направления потребует разработки экологических критериев оценки эффективности выполнения специфических для ОПЛ природоохранных и природовосстановительных работ и расценок на такие работы.
Кроме того, необходимо решить вопрос правовой формализации статуса Долины ручья Уинка (нормативные акты, определяющие статус и собственника).
2. Повышение рекреационного потенциала ОПЛ «Долина речки Уинки»
Цель этого направления - обеспечение возможности полноценного здорового отдыха населения в природном окружении без нанесения ему ущерба.
Качество рекреационных услуг напрямую связано с сохранением и обогащением биологического разнообразия ОПЛ, повышением экологичности и эстетичности ландшафтов, что невозможно без проведения защитных, уходных, охранных и восстановительных работ.
Для того, чтобы обезопасить посетителей от несчастных случаев в результате падения старых деревьев необходимо в процессе инвентаризации природного наследия определить деревья и кустарники, требующие вырубки и расчистки.
Кроме того, необходимо предусмотреть проведение работ по развитию инфраструктуры обслуживания, созданию и обустройству дорожно-тропиночной сети, обустройству и эстетическому оформлению водных объектов.
При этом дорожно-тропиночная сеть должна, с одной стороны, обеспечивать транзитое движение местного населения, а с другой служить «незримым чичероне» (А. Регель) и как бы за руку приводить к избранным видам и потаенным местам, которые необходимо создать и оформить; к смотровым площадкам с видами на эталонные лесные участки, особо красивым одиноким и старым деревьям, красоту которых необходимо специально подчеркнуть. Прогулки по долине должны стать непрерывной чередой все новых и новых впечатлений.
Следует предусмотреть возможности для организации новых форм отдыха в природном окружении без негативных последствий, например - событийный туризм, приуроченный к временам цветения отдельных видов растений.
Существует необходимость создания четкой знаковой системы указателей разрешающего и запрещающего характера, соответствующей принятым международным стандартам.
3. Использование ОПЛ «Долина речки Уинки» в научных целях
«Долина ручья Уинка» должна быть использована, как экспериментальная и обучающая площадка для проведения различных опытов посевов и посадок деревьев и кустарников, использования различных приемов орошения лугов и искусственных, научно-исследовательской деятельности.
В этом качестве необходимо наметить стратегию обновления и территории долины, ее реконструкции, при проведении которой учесть возможности работы студентов и преподавателей учебных заведений Перми.
Долина может также служить местом отработки разных технологий уходных работ.
4. Усиление эколого-просветительского потенциала ОПЛ «Долина речки Уинки»
Практически вся рекреационная деятельность на ОПЛ должна быть связана с разными формами экологического просвещения. Основные задачи экологического просвещения – демонстрация роли живой, родной природы в обеспечении благоприятных условий жизни населения, а также активизация практического участия населения в сохранении природы.
Необходимо наладить и осуществлять на постоянной основе экскурсионную и лекционную работу с посетителями и, в первую очередь с детьми, регулярную подготовку информации для СМИ, в том числе через Интернет-сайт. Потребуется взаимодействие с Министерством образования для совместной разработки и реализации программ экологического образования школьников, а также для разработки методических пособий для учителей края по преподаванию биологии, экологии с использованием возможностей ОПЛ, проведение уроков, экологических лагерей на базе ОПЛ.
Данное направление предполагает развитие новых форм и направлений культурно-образовательного туризма с учетом потребностей аудитории, с использованием дифференцированного подхода к потребителю в зависимости от его принадлежности к той или иной возрастной, социальной, национальной группе.
При реализации данного направления должны решаться задачи:
организация и подготовка рейнджеров из числа молодежи (волонтеров, выполняющих функции экскурсоводов и смотрителей)
содействие созданию собственных информационных ресурсов и их использованию в сети Интернет;
повышение информированности населения края о возможностях эколого-ориентированного досуга (создание специальной страницы на портале, создание и размещение социальной рекламы эколого-ориентированного досуга…);
приглашение к сотрудничеству учреждений и организаций, деятельность которых может служить основой для семейного экологического образования, воспитания (партнерами могут выступать организации различных форм собственности, которые имеют специальные программы поддержки семейного отдыха, семейных посещений, реализуют эколого-ориентированные просветительские программы)
развитие информационно-издательской деятельности;
создание условий для приобретения населением практических навыков охраны окружающей среды с использованием современных технологий;
привлечения населения, прежде всего – подрастающего поколения, к наблюдениям за жизнью природы, школьного мониторинга, участию в природовосстановительных, озеленительных и других работах, пропаганде культурного отдыха в природном окружении.
5. Привлечение негосударственных источников финансирования
Привлекать негосударственные источники финансирования (средства инвесторов, предпринимателей, благотворительных фондов и физических лиц) в виде:
добровольных пожертвований граждан и организаций.
грантов фондов и других финансовых институтов, международных организаций и программ.
С целью снижения расходов на содержание территории:
1. Использовать волонтерский труд с поощрением в виде познавательных экскурсий
на уходных работах,
при производстве арт-объектов, кормушек, вазонов,
для популяризация достопримечательностей через творчество (создание фото и , видео материалов, картин),
2. Использовать для обустройства долины отходы от уходных работ, а именно:
скошенную траву для изготовления арт-объектов, сувениров,
кору, для мощения дорожек,
лозу, мелкие ветви для изготовления, арт-объектов, вазонов, ограждений,
порубочные остатки для изготовления арт-объектов, вазонов, ограждений, беседок, теневых навесов и т.п.)
3. Разработать проект, позволяющий использовать современные технологии, комплексы машин и материалов при проведении реконструкционных работ и дальнейшем уходе за территорией, повышающие экономическую эффективность этих мероприятий.
Основные механизмы реализации Концепции
Основным механизмом реализации Концепции является создание ряда комплексных программ, возможно, включающих в себя ряд подпрограмм по развитию и совершенствованию каждого из перечисленных выше направлений. Концепция, выделяя направления и формулируя главную цель, задачи и планируемые результаты, предлагает структурированный материал для таких программ. Конкретные мероприятия, сроки, ответственность и необходимое финансирование необходимо будут определяться внутри программ и подпрограмм.
Механизм реализации Концепции предусматривает:
совершенствование нормативно-правовой базы;
рациональное распределение бюджетных средств;
привлечение внебюджетных средств;
разработку бизнес-планов программных мероприятий;
отработку вертикальной модели управления, включающей в себя все субъекты управления; отработку горизонтальных взаимодействий между различными субъектами;
гласность в реализации.
Реализация Концепции обеспечивается путём координации совместных действий структурных подразделений администрации города, предприятий и организаций, с широким привлечением общественности, студентов и учащихся учебных заведений города Перми. Возможно формирование специальной структуры для реализации целей и задач Концепции, могут создаваться временные творческие коллективы привлечённых специалистов для более детальной проработки отдельных направлений деятельности.
Это позволяет объединить все ресурсы: организационные, материально-технические, финансовые, кадровые, творческие и научные в решении задач удовлетворения интересов и потребностей как жителей района, города, так и его гостей.
Финансирование Концепции
Концепцией предусматривается смешанное (бюджетное и внебюджетное) финансирование мероприятий.
При определении источников финансирования необходимо учитывать, какие задачи выполняются за счет бюджета, а для решения каких привлекаются частные инвестиции.
Общий примененный подход в решении данного вопроса следующий: за счет бюджетных средств финансируются работы по созданию и содержанию ОПЛ, осуществляется восстановление и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, обеспечение охраны природного комплекса, а также объектов экологического просвещения и образования.
Источниками внебюджетных средств могут быть добровольные пожертвования граждан и организаций, гранты фондов и других финансовых институтов, международных организаций и программ и иные привлеченные средства.
Таким образом, Концепция предусматривает следующие основные источники финансирования:
- средства бюджета;
- добровольные пожертвования граждан и организаций, в том числе гранты фондов и других финансовых институтов, международных организаций и программ.
Координация и контроль деятельности организаций – исполнителей работ, а также привлечение средств внебюджетных источников может осуществляться какой-либо общественной организацией типа Фонда культурного и природного наследия «Обвинская роза».
Ожидаемый социально-экономический эффект
Реализация Концепции позволит:
- создать уникальное социально значимое образование, выполняющее экологические, воспитательно-познавательные, рекреационные, и социально-экономические функции;
- сформировать систему эффективного управления природным и наследием, решить проблему межведомственной и межсекторной разобщенности, сосредоточить средства и скоординировать усилия многих ведомств, частного бизнеса и общественности;
Исходя из вышесказанного, основными показателями, позволяющими контролировать реализацию Концепции могут быть:
численность индикаторных видов или групп,
количество соловьев как индикатора состояния кустарниковых насаждений, в том числе луговых и околоводных экосистем;
количество граждан, воспользовавшихся эколого-просветительскими и рекреационными услугами, предоставленными на ОПЛ.
число вновь созданных рабочих мест (в динамике по годам),
Приложение 1 к Концепции развития ОПЛ «Долина речки Уинки»
ПЕРЕЧЕНЬ
правовых актов Российской Федерации и Пермского края, научно-методических документов и других материалов, использованных при подготовке Концепции развития ОПЛ
№
п/п Наименование документа Выходные данные
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 № 7-ФЗ
2. Земельный кодекс Российской Федерации 25.10.2001 № 136-ФЗ
3. Водный кодекс Российской Федерации 03.06.2006 № 74-ФЗ
4. Закон Пермского края «Об охране окружающей среды Пермского края» 03.09. 2009 № 483-ПК
5. Постановление правительства Пермского края 15.06.2007 № 119-п
6. Правила землепользования и застройки г.Перми 26.06.2007 № 143
7. Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми 29.01.2008 № 4
Приложение 2 к Концепции развития ОПЛ «Долина речки Уинки»
Использованные в Концепции термины и определения
Охраняемый природный ландшафт (ОПЛ) - это парковые зоны в долинах рек Егошихи, Данилихи, Мотовилихи, Ивы и др., парковая зона правого берега Камы
Предметы охраны (подлежат сохранению) - Прибрежные ландшафты; - элементы рельефа; - выходы геологических пород; - растительные комплексы, имеющие большое значение для формирования микроклимата; - открытые ландшафтные пространства между урбанизированными частями города
Разрешается - Формирование новых садово-парковых комплексов и объектов; - реабилитация ландшафтов речных долин; - вывод садово-огородных участков; - вывод гаражей, производственно-коммунальных объектов, являющихся источниками загрязнения, в том числе визуального; - озеленение, благоустройство; - строительство объектов, необходимых для рекреационного использования - строительство объектов обслуживания, соответствующих целевому назначению; - строительство спортивных комплексов, сооружений, прокладка лыжных трасс, велосипедных дорожек и др.
Запрещается - Нарушение предметов охраны при любых видах деятельности; - строительство зданий и сооружений, не связанных с рекреационной и природоохранной деятельностью; - строительство промышленных и коммунальных объектов, в том числе гаражных комплексов; - выделение земельных участков под садоводство, огородничество, изменение рельефа и вырубка зеленых насаждений, за исключением ландшафто-формирующих и санитарных рубок; - строительные работы, приводящие к изменению ландшафта; - строительство на территории зоны объектов для производства и складирования взрывчатых и огнеопасных > материалов; - устройство свалок бытовых и промышленных отходов.
Особые условия и мероприятия, необходимые для сохранности исторического наследия, его эффективного использования - - Нейтрализация или устранение дисгармонирующих объектов; - проведение природоохранных мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния территории: укрепление склонов, оврагов, озеленение их, защита береговых, луговых территорий от оползней, размыва, восстановление естественной лесной растительности; - оздоровление воздушного бассейна, улучшение экологического состояния городских водоемов, проведение благоустройства в лесных ландшафтах; - проведение специальных исследований по выявлению и закреплению основных точек визуального восприятия объектов наследия
Природные сообщества (лесные, луговые, болотные и др.) – определённые по составу и структуре комплексы обитающих на определённых земельных участках (или акваториях) и взаимосвязанных в своей жизнедеятельности растений и животных, которые обладают способностью к самостоятельному функционированию, развитию и восстановлению.
Природно-антропогенные территории – территории, на которых лесные, луговые и другие природные сообщества подверглись существенной антропогенной трансформации, но сохранили основные природные компоненты и элементы (биологическое разнообразие), обеспечивающие возможность их восстановления.
Природные территории – территории, в границах которых преобладают лесные, луговые, водные и другие природные сообщества, а также территории с искусственными по происхождению насаждениями, которые длительное время развивались по типу лесных сообществ и приобрели их основные свойства.
Рекреация – деятельность, направленная на удовлетворение потребности человека в восстановлении и развитии физических и психических сил, в физическом, интеллектуальном и духовном совершенствовании.
Родник – участок земли, где грунтовые воды выходят на поверхность естественным образом.
Экологическая реабилитация – оздоровление (восстановление утраченных качеств) нарушенного природного сообщества с целью восстановления и поддержания его стабильного функционирования, достигаемое комплексом специальных природоохранных мероприятий.
Экологическая тропа – специально подготовленный и обустроенный маршрут, вдоль которого сохранившаяся или воссозданная живая природа позволяет экскурсоводам передать знания о демонстрируемых на маршруте естественных явлениях и природных объектах, о проблемах их сохранения в сложных условиях мегаполиса, создать предпосылки для воспитания экологического и природоохранного мышления.